Статьи

Экспорт советских автомобилей

Реклама LADA-1200

Написать данную статью меня побудила информация, которую стал встречать во время написания статьи «Стоимость автомобилей в СССР». Для меня оказалось очень интересно почему страна продает машины в Африку и Европу ниже себестоимости, а своим гражданам продает автомобили в 3-5 раз дороже, учитывая тот факт, что люди стояли по 3-10 лет в очереди можно прочитать в "Как покупали машины в СССР".
Статья оказалась приличной по размеру: размышления, рекламные плакаты того времени, данными в таблицах. При серьезном подходе, данная тема может перерасти в дипломную работу. Недостаток таблиц, что в них не вписаны данные по выручке с продажи автомаототехники-это можно сделать , но очень долго обрабатывать данные. Все, что мы знаем про экспорт автомобилей, так это, то что это надежные авто, которые ездят по всему миру, как много поклонников Lada в Европе, что мы потеряли такой рынок сбыта автомобилей, а про правду демпинга в СМИ или ВУЗах нам ни разу не говорили даже в современной России.

Начало экспорта машин Советским Союзом

Практически всю свою историю СССР занимался экспортом легковых и грузовых автомобилей официально в 80 стран мира, не официально более в 100 стран мира. Так первые автомобили были отправлены на экспорт в 1933 году. Официальным экспортом можно назвать продажу 16 автобусов ЗИС-8 и 100 грузовиков ЗИС-5 в Турцию в 1934 году. С 1941 по 1944 год СССР стала сама получать военную и гражданскую автомобильную технику по Лэнд-Лизу. В 1944 году Советы решили оказать материальную-техническую помощь Румынии, Польше, Югославии, Болгарии.
С 1946 году СССР снова стал поставлять автомобили на экспорт. При этом страна сама нуждалась в автомобильной и строительной технике, которая нужна для восстановления страны после 4-ех лет войны. Советы стали поставлять технику странам Европы, которые не имели своих автомобильных заводов, а также странам социалистического лагеря в разных странах Мира.
Несмотря на то, что СССР доказывал всем странам, что страна полностью себя может себя обеспечить автомобилями. При этом в стране сразу после войны был громадный дефицит автомобилей для граждан и предприятий, не смотря на большую цену. После войны советский трест «Автовело» приступил к сборке BMW-321 и BMW-340 на территории ГДР. Порядка 10000 данных автомобилей были привезены в СССР и позиционировались как советские авто. В 1951 руководство BMW в ФРГ посчитала факт выпуска копий их авто от их лица не приемлемым, после чего СССР передал автозаводы ГДР, а также убрали информацию о BMW, ввезённых в СССР из всех автомобильных каталогов по запасным частям.
Помимо экспорта автомобилей и грузовиков СССР импортировал мототехнику, троллейбусы, тягачи для собственных нужд, когда было проще ее закупить, чем производить, но при этом закупочная цена была очень велика. Так СССР закупили дизельные IKARUS-250, мотоциклы JAWA и CZ, фургоны Skoda-1201. В дальнейшем Икарусы составили 25% автобусного парка в СССР.
В середине 1960-ых годов советы экспортировали свой автопром в 30 стран мира, а Хрущев "заикнулся", что советские машины скоро завоюют рынок США. С появлением Москвич-408 СССР приступил к его продвижению на Европейском рынке. Так в 1965, 1966, 1968 году в Финляндии он стал самым продаваемым авто. С 1963 по 1968 году более чем в двое увеличили экспорт легковых автомбилей­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­-с 35700 до 82300 машин. В середине 1960-ых годов 50-55% произведенных Москвичей покинули территорию СССР, в то время как очередь граждан, мечтающих купить авто по завышенной цене становилась больше.

Экспорт Москвича-427

Не смотря на провальную и бездарную политику экспорта, СССР иногда включал голову и прекращал экспортировать авто в дальние страны, когда цена логистики-доставки становилась высока. В 1970 году советские граждане ожидали, что после постройки автогиганта ВАЗ машины станут более доступны, а очередь на авто исчезнут, но по факту все осталось, как было. Единственное, что приобрели граждане, так это более современный автомобиль. Новые Жигули стали сразу поставлять в Восточную Европу, где во многих странах был «железный занавес» и мало кто понимал, что Жигули являются копией Fiat-124. Наладив поставки в Восточную Европу СССР приступил поставки в Восточную Европу. Так ВАЗ, производивший 600-660 тысяч автомобилей в год в 1971 году экспортировал 150 тысяч авто, в 1972-ом 195 тысяч, в 1973 году 238 тысяч, в уже 1978 году достиг 285 тысяч. В этом году был достигнут рекорд по экспорту легковых авто-388 тысяч машин на сумму 555 млн рублей, то есть средняя цена авто на экспорт составляла 1430 рублей, в то время как свои граждане не могли купить авто дешевле 5000 рублей. Доля Москвичей и ЗАЗ на экспорт была минимальной. Стоит обратить внимание, что для экспорта были созданы экзотические кабриолеты ВАЗ-2108, ВАЗ-2121, ВАЗ-2107 со 110 л.с. двигателем, ГАЗ-М24 с дизельным двигателем. Экспортные авто отличались наличием магнитолы, отделкой салона, дополнительными зеркалами и дворниками.  

В начале 1980-ых годов экспорт авто стал падать. Причиной падения спроса на советские авто в Европе и во многих странах Мира стала война в Афганистане, которую начал СССР. Многие страны стали вводить различными санкция, стала проявляться антипропоганда в отношении СССР. Так же морально устаревшие автомобили (европейцы не особо хотели покупать модели авто, которым более 10 лет), европейский рынок авто быстро обновлялся модельным рядом, качеством и разнообразием автомобильных марок.
После падения СССР много экспортированных авто стало возвращаться на Родину, но уже в Российскую федерацию. Тут граждане бывшего СССР стали обнаруживать, что реэкспорт был на порядок качественней, чем авто для внутреннего рынка. 

ВАЗ-2121 Нива с люком

Почему СССР своим машины продавали дорого

Ну теперь надо дать ответы на вопросы «почему своим гражданам дороже»?
Данный ответ будет не очень приятен   тем, у кого хорошие воспоминание о   Советском Союзе или тем, кто рассматривает историю СССР, как развитое социалистическое государство.
Так советских чиновников никогда не заботило благосостояние своих граждан-«живем бедно, но не голодные!». Парадокс СССР был в том, что мы кормили страны Африки и Латинской Америки при этом сами нуждались в деньгах и материальных средствах, продовольствие. Вопрос с очередями на авто было решить достаточно легко и просто, так для строительства ВАЗ потребовалось 5 млрд долларов, а странам «друзьям» СССР было подарено и прощено более 100 млрд долларов, тут задается вопрос «сколько автомобильных заводов ВАЗов можно было построить?» и были бы после этого 3-10 летные очереди на автомобили? Парадокс СССР был в том, что в конце 1980-ых годов золотой запас страны был меньше, чем у Венесуэлы, которой мы давали кредиты.
Так цены на одни и те же советские авто в Европе были примерно 2300 рублей за ВАЗ-2101, а для своих граждан 5600 рублей отстояв очередь или купив ее сразу в «Березке» или с 5-8-и летним пробегом за 11 000 рублей.В самом конце статьи можете увидеть рекламные плакаты с ценами на Жигули в Европе. Не надо забывать тот факт, что авто для экспорта были более качественные, в то время как любимые граждане с большим удовольствием купят не кондицию и брак. Еще важный момент—это логистика, которая требовала вложений, а европейские автодилеры еще должны были получить премию за продажу авто, заплатить налоги, не предвиденные расходы, вот и получается, что честная выручка от продажи примерно за 1500 рублей при себестоимости 2360 рублей (фото), то есть мы имеем накрученную и лживую статистику, когда плюсики собираем в одну корзинку, а минусики в другую корзинку, но про минусики забываем говорить. Помимо демпинговых цен на легковые авто СССР, так же дешево продавал за рубеж грузовики и авто. В данной статье упор на легковые авто.
Не смотря на, то что спекуляция в СССР была ругательным словом, самому государству можно было этим заниматься и заставлять своих граждан переплачивать в 2-4 раза больше реальной стоимости авто создавая искусственный дефицит и контролируя плановую цену-именно плановую, а не рыночную цену на авто. Совершив такую спекуляцию со своими гражданами, они получили «бесплатную» медицину и образование, которую вспоминают при каждом удобном случае, как было хорошо в СССР. Ничего "бесплатным» не бывает, если где-то прибыло, то где-то убыло". В стране были все образованные, умные.........если такие умные, то почему всей страной сидели возле телевизоров и заряжали "энергией" банки с водой?
«Ну, а зачем СССР экспортировало авто?»-продажа авто по демпинговым ценам было одним из источников получения валюты, которая была необходима для закупки продовольствия. Так с экспорта авто до начала 1980-ых СССР получал 4,5% ( для сравнения от нефти и газа 32,2%). С 1982 года экспорт авто и машиностроения резко стал падать, так доля доходов от нефти и газов достиг почти 50%.
Полученная валюта от экспорта автомобилей шла на закупку зерна, мяса и другого продовольствия у капиталистических стран. Данная информация вызывает диссонанс практически у всех людей, так как все воспитаны, что СССР все сам производил, все у нас было свое, а зерна у самих было в избытке, а колхозы были почти в каждом поселке и что СССР покупала продукты является бредом больного человека.
Страна, которая сама не может себя прокормить, умудрялась давать в долг другим странам. В конце 1980-ых годов саудиты стали демпинговать нефтью, что доставило большие проблемы СССР, который стал испытывать нехватку денег от продажи нефти и газа. Так же СССР продавал много золота для закупки продовольствия за рубежом, после растраты золотого запаса и набрав более 50 млрд USD долгов плановая экономика СССР была разрушена. Если у Вас недоверие данной статье, то можете проверить информацию в других источниках информации. 

Миф о завоевание автомобильного рынка в мире

Если у Вас появлялись мысли, что демпингуя ценами на авто СССР хотел влезть в автомобильный бизнес по всему Миру, то данную мыслю разбиваем в «пух и прах».
Морально устаревшие машины с минимальными опциями ни кому не нужны. Из всех представленных авто, только Нива могла конкурировать какое-то время. Многие автомобильные марки за 10-15 лет успевали создать по 10 и более моделей авто.
Авто занимали низший ценовой сегмент, по сути советские автомобили предназначались для "нищих". Тут речь о том, что средняя покупательская способность в 5-8 раз выше, чем у советского гражданина, а цена на авто ниже в 3-4 раза. Получается, что в среднем гражданину Европейского государства надо 3-6 месячных зарплат для приобретения авто, в то время как советскому гражданину потребуется 40-60 зарплат. Авто в среднем и премиальном ценовом сегменте у СССР не имелось. То есть в данных сегментах заранее проиграна борьба.
Отсутствовало техническое развитие в автомобилестроение и чем дальше, тем сложней было догонять конкурентов. Не было конструкторов и дизайнеров способных создавать новые и качественные авто, а то что могло конкурировать появлялось слишком поздно.
Отсутствие модернизации на автомобильных заводах, одну и туже модель авто могли выпускать по 30-40 лет с минимальными улучшениями. Тут Вы можете возразить, что европейские автозаводы тоже имели модели авто, которые выпускали по 30 лет. Но тут сразу надо отметить, что СССР продавал свои автомобили по заниженной цене, а европейцы по рыночной цене и в плюс. 

Импорт автомототехники в СССР

Не смотря на, то что СССР имел собственные автомобильные заводы с полным циклом производства и возможностью производить все виды транспорта стране приходилось закупать зарубежные автобусы, грузовики и другую технику. При этом СССР закупал технику по очень высоким ценам, если сравнивать с отечественной продукцией, то получается грустная картина. Так если посидеть немножко с калькулятором и данным по внешнеэкономической деятельностью СССР, то можно вывести такие цифры…..пару фото-таблиц с такими данным можно обнаружить в конце статьи.
Так в среднем СССР экспортировала грузовики по 13100 рублей, а закупала по 30000 рублей. Автобусы из СССР по 7940 рублей, закупали 46570 рублей. Такой разницей в цене на импортную и отечественную автомобильную технику СССР расписывался под тем, что страна не в состояние производить современную и качественную технику, техническое отставание. По сути СССР продавала в минусу, а кто продавал СССР те были в большом плюсе. В стране все граждане имели «промытые» мозги о величии СССР, его техническом и экономическом развитии, а по факту имели отставание на несколько десятилетий во всех сферах жизни.

P.S.

  1. Информации о закупке и трате золотого запаса на продовольствие СССРом, можете поискать в других источниках. В конце статьи имеется таблица по золотому запасу СССР-РФ.
  2. Таблицы с экспортом\импортом авто и грузовиков можете найти ниже в статье, они взяты из "Внешние экономические связи СССР (Статистический сборник)"
  3. Мысли, что я являюсь «либералом-врагом» и пытаюсь окунуть в грязь СССР, можете оставить при себе, так как СССР рухнул 30 лет назад и бороться с тем что под грудой кирпичей не имеет логики. В статье излагаются факты и причинно-следственные связи.
  4. Представьте, что сейчас РФ продает Ладу Веста в Европу по 5000 долларов, а внутри РФ для своих граждан по 20 000 долларов. Сейчас это сложно представить, а тогда можно было это сделать, так как был информационный вакуум для граждан и изоляция от реальных цен во всем мире.
  5. Ниже можете прочитать кусок текста из дневника Черняева А.С. о кражах в СССР. По сути факт, того что отрицает бывшего гражданина СССР, что в СССР не воровали и сажали, только кусок данной статистики показывает масштабы гнилья в идеальном советском обществе.

Вот, что написал про воровство в СССР в своем дневнике Черняев Анатолий Сергеевич, являвшийся членом Центральной ревизионной комиссии КПСС с 1976 по 1981, а с 1986 по 1991 являлся помощник генерального секретаря ЦК КПСС с 1986 по 1991.
".....Между тем, экономическое положение, видимо, аховое. Мне тут поручили выступать на партсобрании с докладом по итогам ноябрьского Пленума. Кое-что внимательно почитать пришлось. Доклад я сделал «критический и суровый». Но не в этом дело. Подтверждений не пришлось долго ждать. В прошлый вторник на Секретариате ЦК обсуждался вопрос «О хищениях на транспорте». Я буквально содрогался от стыда и ужаса. Три месяца работала комиссия ЦК под председательством Капитонова. И вот, что она доложила на Секретариате:
За два года число краж возросло в два раза; стоимость украденного - в 4 раза;
40 % воров - сами железнодорожники;
60 % воров - сами работники водного транспорта;
9-11 000 автомашин скапливается в Бресте, потому что их невозможно передать в таком «разобранном» виде иностранцам;
25 % тракторов и сельскохозяйственных машин приходят разукомплектованными;
30 % автомобилей «Жигули» вернули на ВАЗ, так как к потребителю они пришли наполовину разобранными;
на 14 млрд. рублей грузов ежедневно находятся без охраны;
охранники существуют, их 69 000, но это пенсионеры, инвалиды, работающие за 80­-90 рублей в месяц;
воруют на много млрд. рублей в год;
мяса крадут в 7 раз больше, чем два года назад, рыбы в 5 раз больше.
Заместитель министра внутренних дел доложил, что в 1970 году поймали 4 000 воров на железной дороге, в 1979 - 11 000. Это только тех, кого поймали. А кого не поймали - сколько их?"

Импорт автомобилей в Россию 1901-1917 годах, штуках
Год 1901 1903 1904 1906 1907 1911 1913 1914 1916 1917
Автомобилей 44 71 115 245 563 2717 4516 4590 6800 8158

 

Импорт автомобилей в СССР 1923-1940 годах, штуках
Тип/Год 1923/24 1924/25 1925/26 1926/27 1927/28 1929 1930 1931 1932
Грузовые 151 698 1087 678 1055 2352 1737 2551 302
Легковые 157 418 1008 302 755 2669 1917 328 364
Автобусы 20 142 290 128 150 129 15 1
Специальные 33 162 20 9 2 12 11
Всего машин 328 1258 2418 1270 1980 5159 6671 2892 977
Мотоциклы 250 300 400 700 150 550 300 100 12

Тип/Год 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 Итого
Грузовые 80 37 17 44 9 48 6 14152
Легковые 349 285 234 105 34 11 24 2 8962
Автобусы 2 4 8 11 3 1 3 907
 Специальные  17 102 12 41 8 6 7 32 474
 Всего машин  448 531 303 201 67 72 31 56 24662
Мотоциклы 6 103 32 5 13 6 13 2940

  

Экспорт автомобилей из СССР 1934-1940 годах, штуках
Тип/Год 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 Итого
Грузовые 243 720 1809 3372 6544 390 1155 14233
Легковые 17 24 17 57 215 208 92 630
Автобусы 16 100 22 17 20 58 233
 Специальные  31 14 6 20 304 57 53 485
Прицепы 1 7 12 168 77 82 347
Мотоциклы 31 35 25 60 151
Всего 307 859 1861 3492 7283 777 1500 16079

  

Экспорт легковых автомобилей из СССР 1946-1959 годах, штуках
Страна/Год 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959
Австралия + + + + + + + + + +
Бельгия 200* + + + + + + + + +
Болгария 20 219 58 214 77 74 58 120 103 159 201 525 2075 4549
 Венгрия  11 247 534 299 272 542 439 289 276 778 2506 4006
ГДР 49 4 336 267 22 297 283 585 545 4034 5677
Египет 15 30 1 3 495 211 1242 212
Индонезия 1 3327 676 60
Ирак 833
Исландия 1 102 291 371 458 368 502
Китай 1 218 128 516 727 1278 1081 664 515 257 1244 1546
КНДР 8 6 65 137 1 40 154 11 183 45 139 123 244
Монголия 57 58 64 68 102 129 116 192 145 189 138 155 563 234
Норвегия + + + + + + + + + +
Польша 330 120 3 328 1161 1463 1952 1511 2741 716 339 494 2160 2958
Румыния 7 598 522 709 55 152 344 328 655 637 675 592 1407
Финляндия 300 795 1057 816 413 2958 2794 6000 6634 6063 999 4930
 Чехословакия  2 2 3 4 6 17 209 3513 2671 1852 4602
Швеция 800* + + + + + + + + +
Югославия 5 2 1 5 370 1598 558 126
другие 0 183 157 676 235 1108 1299 1644 3341 3275 3338 5151 2973 4074
Всего 407 600* 1200* 3200* 5176 4800* 5300* 8800* 11400* 12921 17460 23044 21665 35960
*—округленные данные +—поставлено не более 100 машин

 

Экспорт автомобилей из СССР 1946-1959 годах, штуках
Тип/Год 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959
Легковые 407 600 1200 3200 5176 4800 5300 8800 11400 12921 17460 23044 21665 35960
Грузовые 1500 2600 6600 8600 12177 11400 21100 18200 23300 22413 14020 11205 29663 23275
Автобусы 5 1 70 43 111 149 111 130 200 170 242 56 105 301
 Специальные  35 104 2 76 342 429 437 348 404 494 1018 746 763 1095
Прицепы 22 191 268 549 520 299 286 451 328 249 539 2877 2295
Мотоциклы 300 1700 3100 2700 3900 3800 1700 4700 6500 7300 15000 12800 12800
Всего 1947 3627 9763 15287 21055 21198 31047 29464 40455 42826 40249 50590 67873 75726

  

Импорт автомобилей в СССР 1946-1959 годах, штуках
Тип/Год 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959
Грузовые 10 107 159 709 476 56 50 50 107 3 74 1081 2704 3030
 в том числе Чехословакия 150 568 360 54 50 50 30 1 60 1002 2302 2625
Автобусы 16 44 1 37 67 0 30 343 185 202 273
 Специальные  0 14 27 164 120 100 137
Мотоциклы 400* 100* 2800* 0 900* 1000* 278 109 2 900* 14900* 16200*
в т.ч. Венгрия 0 2 0 2058 3750
 в т.ч. Чехословакия  6 0 0 0 1000 278 109 0 52 12802 12378
Всего 10 107 559 825 3320 57 987 1117 399 169 583 2286 17906 19640
легковые 103 + + + + + + н/д н/д н/д 335 881 + +
*—округленные данные +—нет точных данных

 

Экспорт легковых автомобилей из СССР 1960-1970 годах, штуках
Страна/Год 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970*
Австрия 600 + + + + 430 630 н/д 601 533 300
Афганистан 300 + + + + 397 493 н/д 395 380 400
Бельгия 200 + + + + 977 1672 н/д 1288 411 600
Болгария 1966 3279 4243 3989 3741 5455 10767 н/д 12668 8725 1100
 Великобритания + + + + + 26 312 н/д 753 0 300
Венгрия 2585 1702 4973 3899 3722 4744 4493 н/д 7164 4551 7600
Вьетнам 100 + + + + + + н/д 4551 0 300
ГДР 2327 4849 2693 4727 8245 7773 11045 н/д 23541 21243 22300
Греция 300 + + + + 311 252 н/д 235 114 200
Дания + + + + + 336 2652 н/д 493 475 500
Египет 67 321 211 731 694 873 1529 н/д 1008 3325 2000
Индонезия 30 652 2147 1035 90 414 3 н/д 11 1 -
Ирак 1048 521 638 150 641 425 902 н/д 869 159 1600
Иран 69 702 н/д 706 1579 -
Исландия 335 67 29 171 390 798 630 н/д 152 73 300
Кипр 15 207 н/д 74 83 +
Китай 1159 30 141 556 1077 3369 3083 н/д 6 2 -
 Колумбия 200 646 н/д 1237 129 200
КНДР 22 66 4 104 269 228 249 н/д 441 29 100
Куба 616 1942 1222 1207 1029 470 1184 н/д 581 592 600
Кувейт 47 106 н/д 312 513 +
Монголия 117 335 280 200 255 210 295 н/д 344 294 400
Нигерия 65 100 н/д 569 61 100
Нидерланды 120 - н/д 1361 856 1200
Норвегия 1100 + + + + 696 982 н/д 177 350 500
Польша 2545 2275 4288 2489 2922 3022 3641 н/д 4042 3188 3800
Румыния 1059 1134 1794 2211 2531 2672 3831 н/д 4039 3276 4400
Сирия 2 168 н/д 865 270 500
Страны Африки*** + + + + + 901 949 н/д 805 527 +
Страны Азии*** + + + + + 407 1966 н/д 469 243 +
ФРГ 200 + + + + 20 4 н/д 33 110 100
Финляндия 6511 7020 7971 3068 6172 6188 6169 н/д 3335 4798 4300
Франция 0 589 н/д 0 0 200
Чехословакия 4082 3873 5278 6122 6046 3632 2526 н/д 9237 11791 11300
Швеция 100 + + + + 330 504 н/д 664 333 200
Югославия 1060 248 389 1141 2141 2500 2971 н/д 3465 3050 5000
Другие 1917 4441 3402 3900 4535 198 194 н/д 35 1340 63000
Итого 30366 32755 39700 35700 44500 48600 66500 68900 82300 73800 84800
*—округленные данные +—поставлено не более 100 машин

 

Экспорт автомобилей из СССР 1960-1970 годах, штуках
Тип/Год 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970
Легковые 30366 32755 39700 35700 44500 48600 66500 68900 82300 73800 84800
Грузовые 24053 19035 21300 22600 21200 15100 29700 33800 29100 31500 33900
Автобусы 237 561 721 799 742 597 1409 н/д 1158 1131 1380
 Специальные  1116 1171 1512 1604 1358 854 1861 н/д 4091 1868 2000
Прицепы 905 1514 2182 1775 5317 4758 6206 н/д 15200 27900 2300
Мотоциклы 15000 17300 15800 18400 23500 20900 2100 н/д 15200 27900 21800
Всего 71677 72336 81215 80878 96617 90809 126676 н/д 133832 138095 146180

 

Импорт автомобилей в СССР 1960-1970 годах, штуках
Вид транспорта/год 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970*
Грузовые 3238 2001 2100 1869 1798 1619 1217 н/д 2791 4054 4700
в т.ч. Венгрия 405 690 671 556 674 673 775 н/д 1654 1669 н/д
в т.ч. ЧССР 2825 1297 1429 1296 1099 941 430 н/д 753 830 н/д
в т.ч.Польша 0 н/д 355 1421 н/д
 Автобусы 30 545 558 359 500 602 806 н/д 2881 3710 4900
в т.ч.Венгрия "Ikarus" + + + + + 600 804 н/д 1556 1894 3000
в т.ч. Польша "Nysa" 0 н/д 1269 1807 1900
Прицепы 15 2014 н/д 10045 15170 16300
в т.ч. ГДР 7 3 н/д 1507 1002 1500
в т.ч. Польша 0 н/д 3 2344 300
в т.ч. Румыния н/д 8519 11706 14300
Мотоциклы 16500 38900 54000 69200 57500 69623 77963 н/д 69159 65649 75700
в т.ч. Венгрия "Pannonia" 2002 6300 6000 7751 14468 14554 22484 н/д 23100 21701 н/д
в т.ч. ЧССР "Jawa+CZ" 14504 32527 47940 61394 44975 55036 55398 н/д 45991 43902 н/д
Специальные 336 434 1110 1447 1282 1470 633 н/д 2483 3910 500
троллейбусы "Skoda" 90 + + + + 90 244 н/д 350 350 420
Всего (кроме легковых) 20194 41880 57768 72875 61080 73419 82877 н/д 87709 92843 102520
 Легковые 3000 + + + + 14900 78 н/д 10 - -
в т.ч. ЧССР "Skoda" + + + + + 1463 41 н/д 10 - -
+—означает факт поставки, количество не известно *—округленные данные

 

Экспорт легковых автомобилей из СССР 1974-1982 годах, штуках
Страна/Год 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982
Австрия 1515 1771 3184 3141 1765 3819 2221 4272 2777
Афганистан 245 342 242 491 527 1085 710 263 675
Бельгия 4366 9384 14635 10043 13475 15952 12548 14870 19704
Болгария 4550 43187 54945 55378 60352 59554 52817 16132 21013
 Великобритания 6111 6308 9498 14921 19416 22423 11851 13964 17827
Венгрия 40573 35026 34363 39668 48258 50319 49698 28082 28506
Вьетнам 392 208 447 321 450 343 651 848 339
ГДР 57527 60346 64195 64068 63932 31937 33750 6585 11455
Греция 3773 4380 2688 2536 3106 5538 6 404 3997
Дания 2868 4020 5833 4099 4916 4597 3361 4457 5801
Египет 728 85 35 208 201 0 1003 4835 6339
Ирак 5498 5840 18340 8741 4702 4783 2726 4231 3370
Иран 2599 1196 1483 1036 1509 255 0 0 0
Исландия 444 152 222 729 1617 969 468 1252 466
Италия 269 70 2106 2538 2774 2182 3106 1215 2112
Канада 0 2003 7357 8721 16411 5962
Кипр 98 55 145 261 285 317 289 72 75
Колумбия 105 1 78 98 843 2414 2670 575 1002
КНДР 59 28 46 46 40 2 141 51 465
Куба 2235 2046 2525 3194 3984 5016 6786 8859 10616
Кувейт 600 477 407 400 0 196 162 0 0
Монголия 383 375 656 420 265 284 599 971 280
Нигерия 4334 3735 2375 1338 1240 658 751 1554 0
Нидерланды 3371 6277 6154 8814 5374 7039 7010 6673 7204
Норвегия 2048 1233 3912 2886 851 3524 1803 4654 4382
Панама 0 7 597 1180 3386 1736
Польша 8429 8426 13428 17383 17227 11692 8879 20315 7885
Румыния 819 28 13 2000 6718 6517 11380 1213 5990
Сирия 21 701 510 0 498 8 46 18 1121
Страны Азии*** 1217 969 1572 763 407 842 747 1011 894
Страны Африки*** 637 786 1063 3487 181 430 440 4602 1657
Страны Южной Америки 2156 8979 13872 10530 10449 6678 3421 5308 7585
ФРГ 2156 8979 13872 13872 10530 10449 6678 11313 11080
Финляндия 10170 12647 11817 9061 9697 10935 9762 11313 11080
Франция 2377 5532 12584 12946 13865 18161 12358 24072 26626
Чехословакия 56800 51391 43805 49875 51508 54985 34927 100071 5464
Швейцария 1736 1793 1818 588 2267 4693 393 720 409
Швеция 1369 1773 2708 3047 3880 2284 3919 3327 2549
Югославия 15553 14615 19206 24096 25204 31533 24562 19921 19819
Другие 18 381 877 1215 1396 5313 10499 5500 3256
Итого 287326 295616 344743 361993 387806 378825 328782 253051 252415
*—округленные данные +—поставлено не более 100 машин

 

Экспорт автомобилей из СССР 1971-1982 годах, штуках
Тип/Год 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982
Грузовые 31700 35600 34300 32514 33503 32000 + + + 41900 + +
Грузовые комплекты + + + 2932 3000 + + + + + + +
Легковые 149700 194900 237500 287326 295616 344743 361993 387806 378825 328782 253041 252415
в т.ч. ВАЗ-Lada 58200 102987 152309 181071 202483 259188 271518 285431 317833 285912 232430 248962
Легковые комплекты + + + 15133 14590 15405 15796 15210 16035 14460 16230 13755
в т.ч. в Болгарию + + + 14037 14190 15405 15465 14835 16035 14460 16230 13755
в т.ч.в Индонезию 44 200 0 330 375 0 0 0 0
Автобусы + + + 2327 1976 2500 2500 3500 3100 2580 2100 1900
Прицепы + + + 6226 6178 7489 8608 8990 10028 5419 4590 4695
Мотоциклы + + + 25612 27299 28593 38151 37897 23012 35064 26409 24553
Спецтехника + + + 2619 3047 2928 2499 2564 2463 2830 2426 3139
Всего н/д н/д н/д 374689 385209 433658 н/д н/д н/д 431035 н/д н/д

 

Экспорт легковых автомобилей из СССР 1983-1990 годах, штуках
Страна/Год 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990
Австралия 454 0 201 308 788 4370 1997 1979
Австрия 3352 2103 1907 3040 3090 1336 7230 4996
Афганистан 817 468 834 1443 1024 1083 705 632
Бельгия 15584 17078 15858 17249 22858 1935 21832 18160
 Болгария 17561 20901 19292 2854 18125 18708 45110 31940
Великобритания 20837 11054 16934 22712 28854 37895 29646 18498
Вьетнам 662 961 908 911 595 702 1952 1350
ГДР 6003 17120 22110 13982 16927 16352 20405
Греция 5174 3028 4670 5783 2160 2976 6459 7515
Дания 4765 4743 3163 4764 5038 1164 2806 1008
Египет 8406 9642 1577 50 41 1265 151 952
Ирак 1675 22888 4055 2619 4091 4296 2 253
Исландия 360 777 349 3300 2864 643 552 566
Италия 418 963 1048 1169 1802 2368 3845 3901
Канада 6184 3434 2365 1634 1434 721 636 1880
Китай 0 7000 32560 22835 15893 21430 10964 20903
Колумбия 203 200 400 1 300 514 1070 1000
КНДР 25 688 99 100 116 198 159 1005
Куба 9782 6906 10511 10438 9724 12041 8463 7355
Мальта 0 401 1567 232 423
Монголия 677 323 589 615 579 431 383 450
Нидерланды 10137 7808 7717 13259 13431 9072 3527 70064
Никарагуа 783 1341 1138 1594 2463 1750 862 390
Норвегия 2367 2164 3246 3152 1750 909 706 311
Панама 3256 2181 1090 1807 233 279 13149 9165
Польша 5830 4059 3749 9394 6495 15493 15343 11463
Страны Азии*** 1719 1094 1793 961 1051 951 770 152
Страны Африки*** 2392 2794 5630 2098 5533 6046 3240 2018
Турция 0 389 705 1154 200 1616 13177
ФРГ 9559 8323 9294 12146 11921 11885 15678 37091
Финляндия 8639 13492 11526 11851 16141 19189 14254 10858
Франция 28830 233406 16870 24658 28634 24525 16175 16252
Чехословакия 8107 11964 11482 17881 9744 12617 14260 20497
Швеция 2307 459 2304 1529 3006 1909 1602 405
16147 16147 20892 17927 31008 33365 34139 37242 42965
Другие 4024 3363 4069 6393 7827 12789 6547 14003
Итого 237901 243623 265535 305540 329726 340731 365326 360697
*—округленные данные +—поставлено не более 100 машин

 

Экспорт автомобилей из СССР 1983-1990 годах, штуках
Тип/Год 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991
Грузовые + + 39600 38933 40651 36336 37942 46967 19700
Грузовые комплекты + + + 3300 3000 3341 275 1531 н/д
Легковые 237901 243623 265535 305540 329726 340731 365326 360697 324100
в т.ч. ВАЗ-Lada 227720 21681 235415 287235 295654 306641 301332 279825 269937
Легковые комплекты 14595 15810 15511 19949 20492 14983 0 8314 н/д
в т.ч. в Болгарию 14595 15810 15466 19821 19744 14959 0 8314 н/д
Автобусы + + 2404 2919 2766 2304 2583 2338 500
Прицепы 4064 4961 4701 4895 5199 3514 4257 5111 н/д
Мотоциклы 12453 13514 20407 23643 19409 21972 24734 26287 н/д
Спецтехника 2413 2356 2766 2562 2964 2436 2477 2821 н/д
Всего н/д н/д н/д 401741 424207 426217 437594 454066 н/д

  

Импорт автомобилей в СССР 1960-1970 годах, штуках
Вид транспорта/год 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990
Грузовые + + 17200 13495 14703 13836 13288 8988
в т.ч. Польша н/д 2289 3589 3370 2973 143
в т.ч. ЧССР н/д 8479 8753 9468 7652 7906
в т.ч. Япония н/д 422 20 430 800 256
в т.ч. ГДР н/д 2293 2320 523 1505 н/д
Легковые 0 0 0 0 0 344 375 7880
 Автобусы + + 10900 11157 11257 11106 12826 10990
в т.ч.Венгрия "Ikarus" 7500 7000 7500 7792 7942 7387 6103 6085
в т.ч. Польша "Nysa" + + + 2799 2706 3294 3983 113
в т.ч. Япония 0 433 2194 2959
Прицепы 11228 13407 15202 11053 9508 3882 8102 2681
в т.ч. ГДР 5616 5853 5951 3280 2987 1400 2300
в т.ч. Польша 5095 9091 4983 5329 5109 659 3612 556
в т.ч. Венгрия + + 2075 1901 811 874 754 319
в т.ч. Болгария н/д 872 1322 1291
Мотоциклы 101211 95065 107973 100405 96911 96539 63740 65394
в т.ч. ЧССР "Jawa+CZ" 101203 95065 107940 100403 96911 96539 63740 65025
Специальные 2241 2175 1466 1073 2396 4484 2014 1714
троллейбусы "Skoda" 218 297 275 320 310 350 411 229
Всего н/д н/д 153016 137503 135085 130197 100381 89996
+—означает факт поставки, количество не известно *—округленные данные

 

Экспорт и импорт авто-мототехники в СССР с 1924 по 1991, штуках
Тип транспорта Экспорт Импорт
 Легковые автомашины 7.006.000 50.000
 Грузовые автомашины 1.280.000 280.000
 Автобусы и микроавтобусы 60.0000 230.000
 Спецтехника  78.000 48.000
 Прицепы автомобильные 160.000 240.000
 Легковые машино-комплекты 325.000  0*
 Грузовые машино-комплекты 100.000** 0*
 Всего автотранспорта 9.000.000  850.000
 Мотоциклы 810.000 2.550.000
Всего 9.810.000 3.400.000
*—не значительные данные, **—примерные данные, возможно большее значение

 

Автомототехника ввезенная в СССР с 1924 по 1991, штуках
Марка Тип транспорта  Страна поставщик Годы импорта Количество
 Jawa/Cezet мотоциклы Чехословакия 1653-1991 2.200.000
 Pannonia мотоциклы Венгрия 1958-1975 285.000
 Ikarus автобусы Венгрия 1955-1991 142.000
 Tatra грузовые а/м Чехословакия 1945-1991 80.000
 Nysa микроавтобусы Польша 1968-1990 70.000
 Zuk, Jelcz, Star грузовые а/м Польша 1948-1991 60.000
 Skoda/Liaz, Praga, Avia грузовые а/м Чехословакия 1971-1989 55.000
 iFA, Rabur грузовые а/м  ГДР 1971-1989 25.000
 Multicar 25 спецтехника  ГДР 1980-1991 20.000
 Skoda  легковые а/м  Чехословакия 1657-1968 15.000
 Magirus  грузовые а/м  ФРГ 1974-1976 9.131
 Skoda TR  троллейбусы  Чехословакия 1945-1991 8.000

 

Суммарные поставки легковых автомобилей из СССР 1946-1991 годах, штуках
Место Государство Годы Количество
1 Венгрия с 1947 810.000
2 Болгария с 1946 800.000
3 ГДР 1949-1989 770.000
4 Чехословакия с 1949 660.000
 5 Югославия с 1947 530.000
6 Великобритания с 1960 340.000
7 Финляндия с 1948 330.000
8 Франция с 1966 320.000
9 Бельгия с 1950 300.000
10 Польша с 1946 270.000
11 ФРГ (с 1990 включая ГДР) с 1960 235.000
12 Китай 1948-1969, с 1984 170.000
13-14 Куба с 1960 145.000
13-14 Нидерланды с 1965 145.000
15 Ирак с 1959 100.000
16-18 Греция с 1960 80.000
16-18 Дания с 1960 80.000
16-18 Румыния с 1947-1983 80.000
19-20 Австрия с 1950 60.000
19-20 Канада с 1976 60.000
21-23 Египет с 1949 50.000
21-23 Норвегия с 1950 50.000
21-23 Швеция с 1950 50.000
24 Панама с 1978 45.000
25 Италия с 1974 35.000
26-27 Испания с 1981 30.000
26-27 Турция 1966-1968, с 1985 30.000
28 Нигерия 1961-1981 24.000
29 Исландия с 1949 23.000
30 Швейцария с 1974 18.000
31-32 Афганистан с 1960 17.000
31-32 Вьетнам с 1960 17.000
33-34 Иран 1965-1979 16.000
33-34 Колумбия с 1965 16.000
35-36 Камерун с 1975 15.000
35-36 Монголия с 1946 15.000
37 Австралия с 1983 12.000
38-39 Никарагуа с 1981 11.000
38-39 Сирия 1965-1987 11.000
40 Алжир 1965-1976, с 1986 10.000
41-42 Индонезия 1954-1969 9.000
41-42 Новая Зеландия с 1980 9.000
43-44 Ангола с 1977 8.000
43-44 Западный Берлин 1974-1987 8.000
45 КНДР с 1947 7.000
другие 185.000
Все страны 7.006.000

 

Средняя цена на машины по современному курсу
Модель машины Цена в 1970 году Примерная цена в 2019
В рублях В USD Зарплат  В рублях В USD Зарплат 
"Волга" 8500 7650 70 3,2 млн 50 490 67
ВАЗ-2101 5620 5058 46 2,1 млн 33 482 44
"Москвич-412" 4936 4442 41 1,9 млн 29 320 39
"Запорожец" 3000 2700 24 1,3 млн 17 820 24

 В среднем курс доллара равен 0,8 рубля за доллар

Средняя цена на машины по современному курсу
Модель машины Цена в 1970 году Примерная цена в 2019
В рублях В USD Зарплат  В рублях В USD Зарплат 
"Волга" 8500 7650 70 3,2 млн 50 490 67
ВАЗ-2101 5620 5058 46 2,1 млн 33 482 44
"Москвич-412" 4936 4442 41 1,9 млн 29 320 39
"Запорожец" 3000 2700 24 1,3 млн 17 820 24

 

Средняя месячная заработная плата в США

Год USD  Год USD Год USD  Год USD  Год USD Год USD Год USD
1950 204 1960 334 1970 515 1980 1043 1990 1752 2000 2680 2010 3906
1951 233 1961 340 1971 541 1981 1148 1991 1818 2001 2743 2011 4121
1952 248 1962 357 1972 594 1982 1211 1992 1911 2002 2771 2012 4264
1953 261 1963 366 1973 632 1983 1270 1993 1927 2003 2839 2013 4320
1954 263 1964 381 1974 669 1984 1344 1994 1979 2004 2970 2014 4172
1955 275 1965 388 1975 719 1985 1407 1995 2058 2005 3079 2015 4400
1956 294 1966 411 1976 769 1986 1444 1996 2159 2006 3221 2016 4571
1957 303 1967 434 1977 815 1987 1535 1997 2285 2007 3367 2017 4833
1958 306 1968 464 1978 880 1988 1611 1998 2405 2008 3554 2018 5154
1959 321 1969 491 1979 956 1989 1675 1999 2539 2009 3795 2019

 

Золотой запас СССР-РФ по годам в тоннах
Год Тонн Год Тонн Год Тонн Год Тонн Год Тонн Год Тонн Год Тонн
1951 1800 1961 2100 1971 1486 1981 452 1991 290 2001 384 2011 788
1952 н/д 1962 2000 1972 1188 1982 437 1992  ≈300 2002 422 2012 882
1953 2500 1963 1600 1973 972 1983 577 1993 267 2003 387 2013 957
1954 н/д 1964 1330 1974 1108 1984 719 1994 317 2004 390 2014 1035
1955 н/д 1965 921 1975 1154 1985 587 1995 262 2005 386 2015 1208
1956 н/д 1966 1027 1976 951 1986 680 1996 292 2006 386 2016 1414
1957 н/д 1967 1146 1977 760 1987 785 1997 419 2007 401 2017 1614
1958 н/д 1968 1040 1978 498 1988 850 1998 507 2008 450 2018 1838
1959 н/д 1969 1179 1979 509 1989 784 1999 458 2009 519 2019 2113
1960 2270 1970 1374 1980 581 1990 484 2000 414 2010 649 2020

 

Экспорт СССРом грузовиков, автомобилей, автобусов, мотоциклов в 1970 году

Импорт в СССР грузовиков, автомобилей, автобусов, мотоциклов в 1970 году

Экспорт СССРом грузовиков, автомобилей, автобусов, мотоциклов в 1980 году

Экспорт СССРом грузовиков, автомобилей, автобусов, мотоциклов в 1980 году

Импорт в СССР грузовиков, автомобилей, автобусов, мотоциклов в 1980 году

Экспорт СССРом грузовиков, автомобилей, автобусов, мотоциклов в 1989 году

Экспорт СССРом грузовиков, автомобилей, автобусов, мотоциклов в 1989 году

Импорт в СССР грузовиков, автомобилей, автобусов, мотоциклов в 1989 году

Стоимость Жигулей в ФРГ в 1980 году

Стоимость Жигулей в ФРГ в 1976 году

Стоимость Жигулей в ФРГ в 1985 году

Стоимость Жигулей в Англии в 1978 году

Стоимость Жигулей в Англии в 1978 году

Стоимость Жигулей в Англии в 1983 году

Стоимость Жигулей во Франции в 1970 году

Стоимость Жигулей во Франции в 1971 году

 

Меню

Яндекс.Метрика