Статьи

Факты про ВАЗ-2101

В апреле 1966 года Алексей Николаевич Косыгин , занимавший пост председателя Совета министров СССР, дал команду о строительстве автомобильного завода. Данный проект должен был дать толчок развитию многих отраслей промышленности, сделать автомобиль для населения более доступным, а так же «выманить лишние деньги» у граждан СССР, которые скопились к тому времени. Мысли продавать автомобили своим гражданам в 3-4 раза дороже себестоимости у советского руковдства были уже в конце 1950-ых годов. Первые встречи с представителями FIAT начались в начались 1960-ых

 Первый ВАЗ-2101

Для строительства завода с «нуля» было решено привлечь итальянский завод FIAT, выпускавший в то время модель FIAT-124, которая стала «Автомобилем года» по мнению журналистов «Европейский автомобиль года» в 1967 (не в 1966 году). Автомобильный завод было решено строить в городе Тольятти Куйбышевской области. До августа 1964 года город Тольятти назывался Ставрополь, а новое название получил в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Остается загадкой, является ли совпадением, что итальянцы помогают строить завод в городе, названном в честь итальянского коммуниста.
Днем рождения ВАЗ-2101 принято считать 19 апреля 1970 года, когда с конвейера сошли первые 6 автомобилей. Новый автомобиль получил имя «Жигули» в честь Жигулевских гор. При продаже на экспорт было решено отказаться от данного названия, так как оно было созвучно с названием Жигало (альфонс, мужчина оказывающий интимные услуги и т.п.). Так для европейского рынка автомобиль стал поступать под названием LADA. Название было взято от парусных лодок, которые плавали по Волге. Эмблемой машины было решено сделать Ладью, которая и по сей день является визитной карточкой завода. Так же Лада-это богиня весны и плодородия, покровительница любви и брака.
Конструкция FIAT-124, которую было принято выпускать в СССР, была существенно изменена. Было внесено более 800 конструктивных изменений автомобиля. Так машина получила верхний распредвал, безопасные ручки, увеличенный дорожный просвет, задние барабанные тормоза, усиленную подвеску.
В 1973 году, спустя 3 года, ВАЗ выпустила миллионный автомобиль. Чтобы выпустить миллионный автомобиль на АЗЛК потребовалось 20 лет. В 1974 году ВАЗ полностью вышел на проектную мощность в 660 тысяч легковых машин.

Строительство Волжского Автомобильного Завода  (ВАЗ)

В 1974 году завод стал производить модернизированную модель ВАЗ-21011. Новая модель имела более мощный двигатель, решена «болячка» распредвала, появились задние вентиляционные лючки для салона и подфарники заднего хода. ВАЗ-21011 выпускался параллельно с ВАЗ-2101.
В середине 1970-ых годов ВАЗ-2101 мог обойтись владельцу в 5500 рублей, Ваз-21011 в 6000 рублей, ВАЗ-2102 «Универсал» в 7000 рублей, в то время, как «Москвич»-408 стоил примерно 5000 рублей, «Москвич»-412 стол 7500, а мечта водителей «Волга» стоила более 9000 рублей. Так же стоит учитывать факт, что цена новых б\у автомобилей могла быть выше на 200% из-за дефицита автомобилей.

 

Специально для ГАИ и спецслужб ВАЗ выпускали форсированный двигатель ВАЗ-2103, а так же в 1973 году спроектировали роторно-поршневой двигатель на 70 л.с.. Опытная партия машин с роторными двигателями получилась неудачной из-за частого полого двигателя. В скором будущем был создан двухсекционный роторно-поршневой двигатель на 120 л.с. Новый двигатель оказался удачней предыдущей модели и мог разгонять «Жигули» до 160 км/с.
Советские Лады активно поставлялись за рубеж и даже были популярны не только в странах соц. лагеря, а также в капиталистических странах. Автомобили поставляли с ГДР, ФРГ, Канаду, Швейцарию и другие страны Мира. В 1977 году был продан миллионный автомобиль на экспорт. Для стран с правосторонним движением были созданы модели ВАЗ-21-12 и ВАЗ-21011 с правым расположением органов управления. В 1978 году на 388 тысяч экспортированных советских автомобилей пришлось 285 тысяч жигулей.
ВАЗ-2101 активно поставлялись на экспорт, существовали даже праворульные версии. Значительно расширилась и география: помимо Восточной Европы, Африки и Латинской Америки, «копейки» поставляли в Швейцарию, Германию, Канаду и даже Новую Зеландию. Миллионный автомобиль был поставлен на экспорт 1977 году. А год спустя из 388 тыс. советских легковых машин, поставленных за рубеж, 285 тыс. были «Жигули». Парадокс такого экспорта заключался в том, что данные машины в Европе стоили в 3-4 раза дешевле чем в СССР, статью про экспорт можете прочитать по ссылке "Экспорт автомобилей из СССР".

Милицейский ВАЗ-2101

Производство «Копейки» продолжалось с 1970 по 1988 год, за это время было произведено почти 5 млн ВАЗ-2101 и его модификаций, а также 667 тысяч ВАЗ-2102 и 1,3 млн «люксового» ВАЗ-2103.
Модель ВАЗ-2101 по выпуску превзошел своего собрата FIAT-124. Так для сравнения завод FIAT выпустил порядка 500 тысяч Fiat-124. По факту ВАЗ-2101 отнял часть клиентов от FIAT-124. Руководство FIAT предполагало, что машины будут собирать для потребностей внутреннего рынка СССР, а на практике ВАЗ быстро вышел на международный рынок легковых автомобилей c низкими ценами.

Рекламный буклет ВАЗ-2101

Конвейер завода, ВАЗ-2101

ВАЗ-2101 на конвейере

Рекламный буклет ВАЗ-2101

Меню

Яндекс.Метрика