Статьи

Покупка машины в СССР

Покупка автомобиля в СССР

Покупка легкового автомобиля в СССР было не простым мероприятием, а скорей всего ответственным, так как приобрести авто можно было лишь встав на очередь.  Нельзя было просто прийти и купить понравившуюся машину в автосалоне было нельзя, как сейчас. Приобрести машины без очереди могли лишь знаменитые люди, такие как космонавты, балерины, актеры и т.п. Так же без очереди автомобиль могли приобрести ветераны ВОВ и орденоносцы высоких правительственных наград.

Покупка встав на очередь

Те люди, которые мечтали приобрести автомобиль должны были встать на очередь в профсоюзе своего предприятия. Но встать на очередь было еще не решением задачи. Дальше профсоюз и партком предприятия решали  кого поставить первым на очередь покупки авто. Первыми в список достойных, как правило, возглавляли директора, их замы, начальники цехов, потом ветераны труда и другие «стахановцы». А покупателя ставили на «карандаш» и в течении полугода думали достоин ли данный человек купить авто. Даже если на предприятии  не было желающих купить авто, то это не делало Вас ближе к получению авто. Еще мог повлиять факт квот авто для данного предприятия. Часто заявка на очередь покупки на авто была инструментом манипуляции профкомом и управленческим персоналом, когда за плохое поведение и плохую дружбу очередь на авто могла стать не сбыточной. Как  только покупателю дали добро на покупку авто, он заполняет открытку за 10 копеек, указав в ней свой обратный адрес, после чего ждет ответ. Ответ мог прийти  и через  полгода,  и  через 8 лет. Однажды в почтовом ящике покупатель мог найти свою открытку за 10 копеек с незнакомыми печатями, которые означали приглашение на покупку авто.
После чего покупателю дается несколько дней, чтобы прибыть в назначенное время в автосалон с паспортом и открыткой. Помимо паспорта и открытки надо было приготовить полную сумму за авто, деньги на авто собирали всей семьей, залезали в долги, так как авто нельзя было приобрести в кредит. В среднем машина обходилась в 5000-9000 рублей. С ценами на автомобили можете ознакомиться в статье "Стоимость автомобилей в СССР". При зарплате 120 рублей это составляло 41-75 среднею зарплату. С конвертом о покупке авто надо было посетить так называемый  автосалон (в котором как правило не было автомобилей), где надо было получить  справку-счет и оплатить ее в специализированной Сберкассе. После оплаты возвращался в автосалон, где получал чек на получение авто на складе. На складе покупателю выкатывали авто, при этом цвет авто не мог выбираться, Вы забирали то, что давали. Иногда были случаи, что и модель авто нельзя было выбрать, покупателя ставили перед фактом, что появились машины определенной модели. Часто незначительные недочеты на авто даже не обсуждались покупателями. Люди с радостью забирали авто, которое ждали годами.
Ну  а  если покупатель не являлся в автосалон, то его место переходило другому человеку и 5-10 лет ожидания становились напрасно.

Дело случая

Так можно было быстро купить автомобиль в 1983 году, когда советский истребитель СУ-15 сбил южнокорейский пассажирский Boing-747. После чего экспорт автомобилей из-за санкций был приостановлен и на складах появилось большое количество автомобилей, которые стали реализовывать населению без очереди.

Быть знаменитостью

Часто таким знаменитым людям, как космонавты или балерины дарили авто. Иногда дарил сам генеральный секретарь СССР. Часто знаменитостям дарили автою. Так, например, Гагарину подарили французский спорткар Matra Djet. Владимир Высоцкий за 10 лет сменил 10 иномарок. Балерина Галина Урланова вернулась  и привезла с Гастролей из Канады Montery 1958 года с 312 лошадиными силами. Фигурист Алексей Уланов продал свой Oldsmobile Tornado 1969 «джигитам», но стал их жертвой, так как «джигиты» угнали авто с деньгами, но на МКАДе машину им пришлось бросить, так как сломался двигатель. Роскошный спортивный Mercedes Benz 300SL W198 Gullwing для себя привез Никита Хрущев, но автомобиль ему не очень понравился и автомобиль был продан в НИИ «Топливной аппаратуры», а оттуда он был продан частнику. При определённых связях можно было купить иномарку у дипломатов иностранных государств, которые покидали СССР, как правило дипломаты приезжали со своими авто. Большим недостатком владения иномарки в СССР была сложность обслуживать авто и покупать для них запчасти, а с другой стороны приобретали комфорт и очень большую зависть трудящего народа, которая сильно повышала самооценку.

Юрий Гагарин со спорткаром Matra Djet

Купить в «Березке»

При СССР во многих больших городах существовали магазины «Берёзка», в которых продавались иностранные продукты питания, духи и сигареты . По сути  то,  о чем мечтал советский гражданин. В этих магазинах можно было купить в два раза дороже машину, но без очереди. Для покупки товаров в таких магазинах избранным гражданам выдавали в качестве зарплаты чеки «Внешпосылторг». Так же можно было купить за валюту, как правило владельцами валюты были специалисты, которых отправляли работать в зарубежные страны, где они часто получали зарплату в валюте. Если имелись знакомые, то меняли чеки «Внешпосылторг» на рубли или наоборот.

Выиграть в лотерею «Спортлото»

Достаточно забавный способ выиграть авто, но некоторым людям везение улыбалось, и они становились обладателями нового авто. Помимо авто в лотереях разыгрывали мотоциклы. Самое интересное, что иногда разыгрывали не машину, а внеочередное право на покупку легкового автомобиля «Волга» или даже «Ниву».

Покупка через комиссионку

Для предотвращения спекуляции поддержанными автомобилями государством была создана схема, при которой продавец сдавал свой автомобиль в комиссионный магазин, где его оценивали с учетом износа. Так как продать машину напрямую от продавца новому владельцу было нельзя. К примеру машину с реальной ценой в 5000 рублей могли оценить в 2000 рублей, что не устраивало продавца. Для решения этой проблемы продавец находил покупателя на авто, потом вместе обращались в комиссионный магазин, где ее «якобы» оценили и продали новому владельцу за взятку сотруднику комиссионного магазина. По разным источникам взятка могла составлять от 50 до 500 рублей.

Покупка запчастей

Покупка запчастей для любимого автомобиля тоже была большой проблемой, так как нужные запчасти отсутствовали в магазинах или продавались «с рук» с накруткой 5-10 раз. Государство только 37% могло обеспечить владельцев легковых автомобилей. Помимо нехватки запчастей в стране катастрофически не хватало СТО, которые были исключительно районных центрах. По причине дороговизны запасный частей владельцы авто собирали изношенные и сломанные запчасти в гараже, устраивая в нем помойку из хлама, так как даже не нужное было в дефиците. При возможности автовладельцы покупали запчасти от других авто в надежде их обменять на запчасти для своего авто. Была надежда, что когда-нибудь это все пригодиться. Нехватка запчастей была настолько банальна, что автовладельцам приходилось снимать каждый раз дворники по возвращению домой, а кража колес заставляла людей приобретать гараж.

Покупка гаража

Гаражно-строительный кооператив в СССР

Из-за высокой цены на авто и запчасти на них автовладельцы озадачивались приобретением гаража. Для этого автовладельцы объединялись в гаражно-строительные кооперативы (ГСК). Как правило такие гаражные кооперативы находились за пределами города, а дорога до них общественным транспортом могла занимать 30-50 минут, были и маленькие города, то там можно было дойти и пешком. Гараж нужен был для хранения запчастей и самой машины. Так же гараж являлся мастерской, так как не каждый мог позволить себе ремонтироваться в СТО. Гараж нужен был так же для хранения авто зимой. Многие автолюбители избегали езду в зимнее время года, так как зимней резины не было, а соли, которыми посыпали дороги сильно вредили краске и железу авто. Были города, где прежде чем встать на очередь покупки автомобиля, необходимо было иметь гараж в кооперативе. Некоторым категориями граждан разрешалось строить гаражи во дворах домов или рядом с домом.
Получив от государство землю под строительство ГСК начинал строить гаражи. Для этого автовладельцы вносили полную стоимость (пай) за строительства гаража в Сберкассу. Автовладелец мог купить только один гараж, гараж приобретался в постоянное пользование, а не в личную собственность. Так же автовладелец не мог состоять в нескольких товариществах ГСК.
Гаражи было запрещено продавать. Проблему продажи гаража решали исключением хозяина гаража из ГСК, а на его гараж принимали нового члена члена ГСК. Старому владельцу гаража выплачивали пай за вычетом амортизации, а новый владелец гаража вносил пай балансовой стоимости гаража. Цена за пай в ГСК могла достигать 3000-5000 рублей.

Итоги

Не смотря на все сложности приобретения автомобиля по завышенной цене советские люди стремились купить личный авто. Для этого людям приходилось копить деньги годами, влезать в долги, унизительно вставать в очередь и ждать открытки годами. Не смотря на социалистическое воспитание, где подавлялась частная собственность, автомобиль был больше чем машиной. Так же стоить цинизм государства, который продавал автомобили на экспорт в 3-4 раза дешевле, чем для своих граждан, ознакомиться об этом факте можно в статье "Экспорт автомобилей из СССР".

Квиток на покупку автомобиля при СССР

Дети переходят дорогу в СССР

Меню

Яндекс.Метрика